Методика оценки стоимости сайта: общий подход
Департамент оценки и инвестиций Компании «ИНДИГО»
E-mail: info@indigo-o.ru
Web-site: www.indigo-o.ru
Потребность в оценке стоимости сайтов возникла в условиях активного развития Интернет-торговли. Сегодня сложно представить бизнес-проект без коммуникационной площадки в виде сайта. Более того, рост венчурных инвестиций обуславливает и развитие технологий в сети «Интернет».
В стандартах рыночной оценки указаны три основных подхода, используемых при расчетах: затратный, сравнительный и доходный. Применимость каждого из подходов зависит от этапа жизненного цикла сайта и ряда других факторов.
Прежде всего, необходимо определить, что является объектом оценки при оценке стоимости сайта. Как известно, оцениваются именно права - в случае оценки стоимости сайтов, можно выделить следующие:
- Право на доменное имя (домен);
- Право на авторский дизайн сайта;
- Право на контент (содержание, материалы) сайта;
- Отдельные технологии онлайн-торговли, коммерческие ноу-хау, механизмы монетизации, а также зарегистрированные инновации, используемые в архитектуре сайта.
Наличие указанных выше элементов сайта определяют его ценность, т.к. формируют поток посетителей. Главный критерий успешности и эффективности сайта - количество уникальных посетителей.
АКЦИЯ для start-up: оценка сайта и комплексный мониторинг структуры нематериальных активов и интеллектуальной собственности в организации, включая аудит НМА и ИС, предложения по оптимизации и докапитализации активов.
Отчет об оценке сайта + консультация по управлению интеллектуальной стоимостью за 55 000 руб.
*Акция проводится до 01.03.2023 года.
Обратившись по телефону, расскажите нашему специалисту о цели оценки (залог, принятие управленческих решений, постановка на баланс, покупка или продажа), опишите объект оценки (тип нематериального актива, рынок, на котором происходит реализация, состав документов, которые есть в наличии).
Если ситуация складывается таким образом, что Вам необходима оперативность, - мы начнем работать немедленно.
Сравнительный подход к оценке сайтов.
Главная проблема сравнительного подхода к оценке сайта – сложность подбора объекта-аналога для сравнения и использование корректировок стоимости сайта.
Исходя из опыта оценки сайтов для коммерческих организаций специалистами Компании «ИНДИГО Оценка» попробуем определить основные характеристики сайта, используемые для сравнительного и доходного подхода.
Основные критерии эффективности сайта при его оценке:
- Уникальные посетители;
- Показатель ТиЦ (индекс цитируемости);
- Ряд уникальных показателей, характерных для сайтов определенной направленности, особенных рынков.
Уникальные посетители, а также лояльные посетители (которые возвращаются с определенной периодичностью) – ключевой фактор стоимости сайта. По сути, это база потенциальных клиентов, по которым можно классические маркетинговые показатели: инвестиции на привлечение одного посетителя, выручка на одного посетителя и, соответственно, рентабельность продаж, эффективность продвижения и т.д.
Показатель ТиЦ- показатель, совмещающий в себе и характеристику посещаемости сайта и его индексацию в поисковых системах.
Данные критерии, в целом, с некоторой осторожностью, можно использовать в сравнительном подходе для подбора сайтов-аналогов.
Затратный подход к оценке сайтов.
Права на доменное имя (домен). Доменное имя регистрируется в установленном порядке в специализированной организации-регистраторе. Стоимость регистрации является открытой, все механизмы регистрации доменов прозрачны. Стоимость на вторичном рынке для сайтов со «стажем» может быть обозначена в процессе торгов на аукционе доменов.
Если сам домен представляет собой некую ценность (короткое, запоминающееся имя, имя -«клон» и т.д.) – т.е. может быть отдельным объектом сделки купли-продажи. Информацию по нему можно найти на аукционных торгах.
Дизайн сайта. Затраты на создание дизайна сайта, его редизайн: оплата труда дизайнера, художника, верстальщика и т.д.
Причем, рынок дизайнеров и верстальщиков сайтов, в достаточной степени, развит и многочисленные предложения позволяют определить обоснованную рыночную стоимость создания дизайна сайта.
Контент сайта. В качестве затрат на уникальный контент выступают: расходы на оплату труда авторам, корректорам и т.д. Кроме того, существует биржа продаж контента сайтов (стоимость контента, в зависимости от его уникальности и тематики варьируется от 20 до 200 рублей и выше за 1 000 символов текста).
Оценка ноу-хау. Затраты стоимость создания, регистрации прав на НМА и ИС и т.д.
Все затраты суммируются, корректируются на возраст сайта и его износ (потерю привлекательности и первоначальной индивидуальности).
Доходный подход к оценке сайтов.
Доходный подход используется при наличии достоверной информации об экономической эффективности сайта.
В качестве информации могут быть использованы данные по выручке от использования сайта.
Кроме того, сайт может решать задачи оптимизации производственных издержек: организация сервисного обслуживания и работа с рекламациями (снижает отток клиентов), CRM- системы и т.д.
Сумма показателей дисконтируется и производится расчет и оценка стоимости сайта в соответствии с применяемыми стандартами оценки.
Главная проблема в применении доходного подхода в оценке сайтов - корректная идентификация денежного потока и суммы экономии в издержках, генерируемой сайтом. Проблема решается тщательным анализом деятельности сайта, структуры спроса и особенностей рынка.